Библиотечный урок
«Библиопутешествие в мир профессий» 8 класс
Цель урока: дать обучающимся
представление о профессиях.
Задачи урока: помочь выявить
способности к определенному виду деятельности; повысить интерес обучающихся к
профессиям и расширить их кругозор.
Оборудование:
--- Книжная выставка «Первый шаг в
будущее»;
--- Карта маршрута по станциям;
--- Название команд - «Знатоки» и
«Умники»;
Библиотекарь:
Здравствуйте, уважаемые гости, ребята!
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о профессиях. Я расскажу об основных
типах профессиональной деятельности человека. Во многих странах пытались и
пытаются создать классификацию профессий. В нашей стране принято пользоваться
классификацией профессора Е.А. Климова. Его классификация делит все профессии
на 5 основных типов:
1. Человек – природа. Этот тип
объединяет профессии, представители
которых имеют дело с объектами,
явлениями и процессами живой и
неживой природы (ветеринар, агроном,
зоолог, зоотехник, пчеловод,
гидролог, овощевод, лесник, пекарь,
механизатор, тракторист). Для них
характерен общий предмет труда:
животные и растения, почва и воздушная
среда – природа.
2. Человек – техника. Это могут быть
пилоты, водители, матросы,
электромонтёры, слесари, токари,
часовщики и представители других
профессий, использующие технические
устройства.
3. Человек – человек. Тут для
специалиста предметом труда является другой
человек, а характерной чертой
деятельности – необходимость воздействия
на других людей. К этому типу профессии
относятся: учитель, врач,
журналист, следователь, адвокат,
библиотекарь, экскурсовод, переводчик,
продавец.
4. Человек – знаковая система. Люди,
выбравшие этот тип
профессиональной деятельности, должны
иметь широкий кругозор. Это –
бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ,
инженеры, кассиры, фармацевт.
Люди, работающие в лабораториях,
научных центрах.
5. Человек – художественный образ.
Людей этого типа отличает наличие
живого образного мышления,
художественная фантазия, талант (артисты,
архитекторы, дирижёры, искусствоведы,
кинорежиссёры, композиторы).
Таковы приблизительные требования к
человеку, выбравшему определённый
тип деятельности. А сейчас мы с вами
совершим игровое путешествие в мир профессий. Наше библиопутешествие проходит
по станциям. Я приглашаю всех вас принять участие в нём.
(Класс делится на 2 команды «Знатоки» и
«Умники»)
Станция «Разминка»
(Шуточная викторина. Во время разминки
команды не соревнуются).
1. Молодой специалист по выращиванию
деревьев с золотыми плодами
(Буратино).
2. Автор мемуаров «Как я бала царицей!»
( Старуха).
3. Специалист по одежде, для которого
работа в порядке вещей.
(Гардеробщица).
4. Мастер на все руки, ноги…(Портной).
5. Головной убор оригинала с улицы
Бассейной. (Сковородка).
6. Огородная история о семейном
подряде. (Репка).
7. Рабочее место короля. (Трон).
8. Место работы, где люди скрывают своё
лицо. (Пасека).
9. Пиявочных дел мастер. (Дуремар).
10.Бывшая должность мистера Твистера.
(Министр).
11.История о долгом пути хлебобулочного
изделия к потребителю. (Колобок).
12.Швейная принадлежность, в которой
хранится смертельная опасность для
долгожителей. (Игла).
13.Любимое занятие нерадивых дочерей.
(Зевота).
14.Кто на все руки мастер.
(Перчаточник).
Теперь мы отправимся на станцию «Пословицы».
На полосках бумаги написаны пословицы,
разрезаны пополам и перепутаны.
Побеждает та команда, которая быстрее
соберёт свои пословицы. Начали!
(чтение стихотворения)
ТРУД
В мире слов разнообразных, Все искусства, званья, книги -
Что блестят, горят и жгут, - Воплощённые труды!
Золотых, стальных, алмазных, - В каждом шаге, в каждом миге
Нет священней слова «Труд». Явно видны их следы.
Троглодит стал человеком И на место в жизни право
В тот заветный день, когда Только тем, чьи дни в трудах:
Он сошник повёл к просекам, Только труженикам слава,
Начиная круг труда. Только им – венок в веках!
Всё, что пьём мы полной чашей, Но когда заря смеётся,
В прошлом создано трудом: Встретив
позднюю звезду,
Всё довольство жизни нашей, Что за радость в душу льётся
Всё, чем красен каждый дом. Всех, кто бодро встал к труду!
Новой лампы свет победный, И, окончив день, усталый,
Бег моторов, поездов, Каждый щедро награждён,
Монопланов лет бесследный, Если труд, хоть скромный, малый,
Всё – наследие трудов! Был с успехом завершён!
1 команда – «Умники»:
--- Без дела жить – только небо
коптить.
--- Без охоты нет работы.
--- Труд человека кормит, а лень
портит.
--- Умелые руки не знают скуки.
--- Глаза страшатся, а руки делают.
2 команда – «Знатоки»:
--- Дело мастера боится, а иной мастер
дела боится.
--- Кто не работает, тот не ест.
--- Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
--- Без ремесла – как без рук.
--- Одно дело делай, а от другого не
бегай.
Наш автобус мчится дальше. И вот
остановка на станции «Алфавит».
Много ли вы знаете профессий?
Попробуйте в течении двух минут в четыре
столбика написать профессии,
начинающиеся на буквы А, Б, В, П.
Победит та команда, которая сможет
написать как можно больше
профессий. Время пошло!
(Зачитывается результат и объявляется команда,
победившая в двух
конкурсах).
Мы подъезжаем к станции «Новая
профессия».
Станция «Новая профессия».
В последнее время появилось много новых
и модных профессий. Знаете ли
вы их? Вот сейчас мы это проверим.
Только один ответ из предложенных
является правильным.
Флорист – это…
--- Человек, ухаживающий за своим
домом;
--- Человек, составляющий композиции;
--- Человек, играющий на флейте.
Комментарий:
Название профессии флорист происходит
от имени древнеримской богини
цветов Флоры. Искусство составления
цветочных композиций, способность
влияния на настроение людей присуще
флористу. В эту профессию часто
приходят люди, уже имеющие образование
в других областях. Но всех их
объединяет стремление к красоте и
увлечение цветами.
Диджей – это…
---
Создатель музыки на дискотеке, диск-жокей;
--- Танцор;
--- Наездник.
Комментарий:
Профессию диджея объединяет стремление
к созданию особой, присущей
только данному месту или волне
атмосферы, способной привлечь и
заинтересовать посетителей или
слушателей. Диджей отвечает за подбор и
воспроизведение всех музыкальных
композиций, звучащих в стенах клуба или
на волнах радиостанций.
Риелтор – это…
--- Путешественник;
--- Человек, занимающийся операциями с
недвижимостью;
--- Продюсер.
Комментарий:
Риелтором называют человека, который
занимается операциями
недвижимостью. Риелтор должен быть
специалистом по рынку недвижимости
и хорошо разбираться в юридических
тонкостях своего дела.
Визажист – это…
--- Человек, выдающий визы;---
Художник, рисующий пейзажи;
. --- Специалист по декоративной
косметике
Комментарий:
Визажисты лучше других знают, как
подчеркнуть достоинства и скрыть
недостатки, работая над лицом. Они
работают в парикмахерских, салонах
красоты, часто сочетают профессию
специалиста по декоративной косметике с
искусством парикмахера.
Наше путешествие продолжается, и на
нашем пути – «Станция
капитанов».
«Станция капитанов».
Нас ждёт блиц-турнир, в котором
капитаны соревнуются на скорость. Если
капитан не отвечает, отвечает команда,
если не отвечает команда, право ответа
переходит к другой команде. Итак,
начали.
1. Специалист по отделке зданий,
помещений. (Маляр).
2. Специалист по изготовлению изделий
из металла. (Токарь).
3. Специалист по воспитанию и обучению
детей. (Педагог).
4. Специалист с высшим техническим
образованием. (Инженер).
5. Специалист по разведению садовых
растений. (Садовод).
6. Специалист, владеющий ножницами и
расчёской. (Парикмахер).
7. Специалист, наносящий рисунок на
ткань. (Раклист).
8. Специалист по возделыванию
сельскохозяйственных культур. (Агроном).
9. Сотрудник, занятый изданием газет,
журналов (Редактор).
10.Специалист, владеющий ложкой, ножом,
кастрюлей. (Повар).
Зачитывается результат двух конкурсов и
общий счёт.
Наше путешествие движется дальше – Станция
«Загадка».
Сейчас я каждой команде задам
вопросы-загадки.
1. Кто из русских царей владел 14-ю
ремёслами? (Пётр 1)
2. Кем был по профессии А.П.Чехов?
(Врач).
3. Чем занимается провизор? (Готовит
лекарства).
4. Он не сеет и не пашет, но отвечает
за урожай? (Агроном).
5. Определите профессию, для которой
могут понадобиться одновременно
следующие предметы: расчёска, одеколон,
ножницы? (Парикмахер).
6. Назовите профессию, добавление
суффикса –к- и окончания –а- в названии
которой меняет её значение? (Машинист –
машинистка).
Вот и последняя станция нашего
путешествия - Станция «Путаница». Задание для команд одинаково, на экране
написано необычным способом две
профессии и две поговорки или
пословицы. Слова в них стоят на своих местах,
но буквы внутри каждого слова
перепутаны. За определённое время все
участники игры должны вернуть буквы на
свои места и правильно прочесть
название профессий, поговорку или
пословицу.
Для примера: дьевитол (водитель).
Молб тынес не шишёропьб (Лбом стены не
прошибёшь)
--- Щакнемки (каменщик)
--- Жирнене (инженер)
-- У сахарт загла икилев.(У страха
глаза велики).
-- Шепсошипь – ейдюл шешимьсан
(Поспешишь – людей насмешишь).
Мы завершили наше библиопутешествие в
мир профессий. Подведём итоги.
(Подсчитывается количество баллов,
набранных командой «Умники» и
командой «Знатоки»; команда- победитель
получает приз).
Спасибо за ваше активное участие,
ребята. До свидания!
Комментариев нет:
Отправить комментарий