27 октября
- Международный день школьных библиотек
27
октября 2014 года во всем мире будет отмечаться Международный день школьных
библиотек. Международный день школьных библиотек появился в реестре
праздников в 1999 году по инициативе ЮНЕСКО. С тех пор его
ежегодно отмечали каждый четвертый понедельник октября.
Школьная
библиотека – это как первый учитель, от которого зависит очень многое.
Библиотека
– это образование в самых разных проявлениях, в широком и узком понимании этого
слова. В школе возможна хорошая работа, где есть сотрудничество, где идёт
совместная деятельность библиотекаря, педагогов и учащихся. «Без хорошей
библиотеки нет хорошей школы».
Вся
история развития человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это
совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили,
отрывали в толще погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия
как самое дорогое.
Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и
порядка. Как и во все времена, она служит людям. А что же означает слово
«библиотека»?
В
переводе с греческого «библио» - значит «книга», «тека» - «хранилище»,
«библиотека» - это «хранилище книг».
В
России школьные библиотеки возникли в начале XVIII века и являются одним из
старейших типов библиотек нашей страны.
В
ХVIII веке положено начало формированию государственной системы образования в
России. Для каждого сословия создавались свои школы, при которых появлялись
библиотеки. Сподвижник Петра I Ф.С. Салтыков в «Пропозициях» (1712 г.) вносил
предложение о создании в России академий-гимназий, а при них обязательно
наличие библиотек с книгами на разных языках и о разных науках. Ф. Прокопович в
«Духовном регламенте» (1721 г.) отводил большую роль библиотекам при учебном
заведении. М.В. Ломоносов большое значение придавал обеспечению учебной
литературой каждого ученика, и тем самым способствовал организации в школе
пунктов выдачи книг, то есть библиотек. В 1812 году создается Царскосельский
лицей с богатой библиотекой. Библиотека Царскосельского лицея – первая модель
школьной библиотеки, подробно описанная в печатных источниках.
К
началу 30-х годов 19 века в России было уже 62 гимназические библиотеки и
несколько десятков при уездных училищах. Решающую роль в развитии школьных
библиотек сыграла реформа 1860-х годов. Началось создание народной школы, что
повлекло за собой создание сети ученических библиотек. Основными средствами
финансирования являлись добровольные пожертвования населения и плата за
обучение.
В
19 веке школьные библиотеки находились в ведении Министерства Народного
Просвещения, Министерства государственного Имущества и Синода. Из 75,9 тысяч
библиотек 78% составляли библиотеки школ.
К
концу 30-х годов 20 века сеть школьных библиотек выросла до 144,4 тысячи (1934
год - 45,2 тысячи). Появляются издания Учпедгиз, «Молодая гвардия», «Школьная
библиотека».
Для
улучшения библиотечного обслуживания в школах была введена должность
библиотекаря.
С
1975 года на школьную библиотеку возлагается обязанность – обеспечение книгой
не только учеников, но и учителей. С 1977 года школьные библиотеки
обеспечиваются бесплатной учебной литературой, и вводится должность методиста и
инспектора по учебным фондам.
В
настоящее время в России функционирует 62 тысячи библиотек общеобразовательных
учреждений. Основными функциями школьной библиотеки являются - ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ,
ИНФОРМАЦИОННАЯ И КУЛЬТУРНАЯ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий