среда, 9 февраля 2022 г.

Библиотечный урок «Структура книги» 3 класс

                                        Библиотечный урок «Структура книги»

3 класс



Цель: дать понятие об основных элементах книги.

Задачи:  привить любовь к книге, к культурному чтению;

               развивать навыки работы с книгой;
               воспитать бережное отношение к книге.


Ход урока

Библиотекарь: 
Человек, любящий, умеющий читать, - счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Сегодня мы поговорим о том, как устроена книга.

На что мы в первую очередь обращаем внимание, беря в руки книгу?


Обучающиеся:
На обложку.

Библиотекарь: 
Для чего она нужна?
^ Ответы детей.

Библиотекарь:
Правильно, обложка защищает книгу, листы от повреждений и придаёт книге нарядный вид, она подскажет тебе, кто написал книгу, как она называется. А если есть иллюстрация, можно догадаться, о чем пойдет речь, с какими героями ты встретишься, читая произведение.
     Открываем книгу. Первая страница книги – титульный лист. Это имя книжки и её адрес. Из текста на титульном листе мы узнаем:
1.Кто написал это произведение;
2.Какое его заглавие;
3.Кто нарисовал иллюстрации, картинки к этому произведению;
4.В каком городе и в каком году появилась эта книга, какое издательство выпустило книжку в свет.
     Автор обычно хочет сказать несколько слов тому, кто взял в руки его книгу. И делает он это в предисловии. Предисловие может быть написано и другим человеком, который делится с читателем своими впечатлениями о книге и её авторе. В древности всякий рассказ, историю называли « слово». Это значение сохранилось и до наших дней в слове «ПредиСЛОВИЕ», то есть то, что перед «словом», рассказом или, иначе, перед текстом. Из предисловия можно узнать, о чем или о ком эта книга, когда и в какой стране происходят события и многое другое. Обычно предисловие бывает коротким, его можно прочитать прямо здесь, у полки. И ты сразу поймешь, нужно тебе читать эту книгу или нет.
     В конце книги обычно дается её оглавление по главам или частям повествования. А если книга состоит из произведений нескольких авторов, то и об этом можно узнать из содержания, сразу определив, на какой странице находится нужный нам текст.

Библиотекарь:
Что вы знаете о том, на чем люди раньше писали? Чем? Из чего сделана книга? Давайте совершим небольшой исторический экскурс. Книги живут уже много тысяч лет, но не всегда они были такими, какими вы их видите сегодня.
     На чем только не писали люди! В Египте – на застывшей глине деревянными палочками, на Севере – остро отточенными ножами, которыми выдавливали знаки на хорошо обработанной коже животных, на ткани, на листьях пальм, на коре деревьев, заштукатуренной воском. В России простой люд писал на бересте, а государственные бумаги – указы и грамоты – на специально обработанной тонкой коже – пергаменте, который складывался в трубочки – свитки. Пергамент делали из кожи животных  (овечьей, козьей и даже кошачьей). Поэтому книги ценились дорого.
     Люди испытывали недостаток в материале, который был бы долговечен, устойчив к солнцу и влаге, на котором можно было бы писать. Пытливый ум человека изобрёл бумагу, это случилось в Китае.

     Кто-нибудь знает, как делают бумагу? Из чего?  (Ответы детей).

Библиотекарь:

     Правильно, из дерева. Для того, чтобы оно превратилось в тонкие белые листы бумаги, нужно потрудиться многим людям. Прежде чем книжке попасть к нам, лесоруб срубил дерево, на фабрике сделали бумагу, в типографии на бумаге напечатали красивые и веселые картинки. Потом книгу переплели, приклеили обложку. И вот она у вас.

     Книга – очень ценная вещь, поэтому нужно обращаться с ней бережно. А что значит обращаться бережно? Чего боится книга?  (Ответы детей).

Библиотекарь:
Книга предназначена только для чтения. На неё нельзя ставить утюг или сковородку, подкладывать её под ножку качающегося стула, подчеркивать понравившиеся места, рисовать на ней. Книга очень хрупка. 
С ней нужно обращаться бережно. А что значит обращаться бережно? Чего боится книга? Правильно, она боится воды, и огня, и грязных рук. Бережно хранимая книга живет сотни лет. Ведь всем интересно посмотреть, какой была книжка 50, 100 и больше лет назад. (Библиотекарь показывает детям книжку прошлых лет издания).

Библиотекарь:
Посмотрим, как вы запомнили то, о чем говорилось на уроке. У меня в руках Цветок – ромашка с ответами на вопросы. Выберите лепесток с правильным ответом:
1.Как называется лист, где указаны автор, название и год издания книги?
2.Что поможет раскрыть содержание?
3.Как можно быстро найти рассказ или главу?
4.Что предохраняет книгу от повреждений?

И в заключение поиграем. Вы должны назвать сказку, где живут эти персонажи.
1. Дядя Фёдор, кот Матроскин, пес Шарик, почтальон Печкин, Галчонок (« Каникулы в Простоквашино»).
2.Мартышка, удав, попугай, слоненок («38 попугаев»).
3.Поросёнок Пятачок, ослик Иа, Кролик, медвежонок Винни («Винни Пух»).
4.Король, принцесса, кот, пес, петух, осел («Бременские музыканты»).

Подведение итогов.


 

         

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий