Библиотечный урок
«Здравствуй, книжкин
дом!»
Цель: Знакомство со
школьной библиотекой.
Задачи:
- Дать обучающимся вторых классов базовые
понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) –
«библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
- Сформировать и закрепить первичные навыки
самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
- Прививать умение самостоятельно
ориентироваться в мире книг.
Здравствуйте, ребята!
Вот
вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как
растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.
Есть
такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот
большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».
«Библио»
по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в
мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже
были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в
Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из
нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих
первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых
крупных библиотеках. Итак, библиотека –
это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В
библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом, А
для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на
своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и
свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно,
библиотекарь.
В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова
«абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь.
В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом, Несколько дней книга
твоя, Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то
в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку –
ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку
и попроси продлить срок чтения книги. У
нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература –
энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой
день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в
читальном зале.
«В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры, -
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать: -
Фантазировать, мечтать,
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна».
Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).
Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как
и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую
болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с
вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ! Правильно!
Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
- Нельзя книги перегибать.
- Нельзя загибать книжные страницы.
- Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А
как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
- Нельзя писать и рисовать в книгах.
- Нельзя читать книги во время еды.
Больше всего книги любят бережное отношение.
Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать
правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правило
№ 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило
№ 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей
библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило
№ 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли
прочесть как можно больше ребят.
Правило
№ 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется
ни одной книги.
Правило
№ 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то
место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для
другого ученика.
А
вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все
книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.
А
сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели.
К нам пришили телеграммы, но не
знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.
«Спасите! Нас съел серый волк!»
«Очень расстроена. Нечаянно разбила
яичко!»
«Все окончилось благополучно, только
хвост остался в проруби».
«Дорогие
гости, помогите! Паука злодея зарубите!»
«Пришлите,
пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»
«
от дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро будут у вас!»
«Приходите,
тараканы, я вас чаем угощу!»
А
теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!
Ваша
мать пришла,
Молоко
принесла.
Полны
бока молоко,
Полны
рога творога, Полны копытца водицы.
«Волк
и семеро козлят»
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей,
И спасите, доктор,
Наших малышей!
«Доктор
Айболит»
А дорога – далека
А корзина – нелегка,
Сесть бы на пенек,
Съесть бы пирожок.
«Машенька и медведь»
Комментариев нет:
Отправить комментарий