вторник, 23 сентября 2014 г.

Библиотечный урок
«Здравствуй, книжкин дом!»


Цель: Знакомство со школьной  библиотекой.
Задачи:
  1. Дать обучающимся вторых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
  2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
  3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг.

Здравствуйте, ребята!
      Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.
 Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».

 «Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.  Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом, А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь.                                                                                              В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом, Несколько дней книга твоя, Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги.                                                              У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.
«В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите, разговоры, -
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать: -
Фантазировать, мечтать,
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи.
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна».
Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).
Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ!                             Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:
- Нельзя книги перегибать.
- Нельзя загибать книжные страницы.
- Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.
- Нельзя писать и рисовать в книгах.
- Нельзя читать книги во время еды.
Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.
Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает         другим читателям.
Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.
Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.
Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.
А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.
А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели.            
К нам пришили телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.
            «Спасите! Нас съел серый волк!»
            «Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»
            «Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».
«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»
«Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»
« от дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро будут у вас!»
«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»

А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!

Ваша мать пришла,
Молоко принесла.
Полны бока молоко,
Полны рога творога, Полны копытца водицы.
                                                              «Волк и семеро козлят»

Приезжайте, доктор,
В Африку скорей,
И спасите, доктор,
Наших малышей!
                                                                 «Доктор Айболит»

            А дорога – далека
            А корзина – нелегка,
            Сесть бы на пенек,
            Съесть бы пирожок.
                                                                «Машенька и медведь»








Комментариев нет:

Отправить комментарий